?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Не так давно я для блога составила список модной литературы, показавшейся мне наиболее любопытной. В него была включена всего одна книга про этикет. Этого безусловно мало, но ничего более адаптивного для современной бизнес-среды я пока не читала. Предполагала, что этот аспект наиболее интересен моим друзьям. Но, как показывает практика, девушки не только любят правила хорошего тона соблюдать в повседневной жизни, но и про них читать. И пусть это будут прописные истины, они все равно заставляют задуматься о правильности своего поведения в разных ситуациях. И тут, на праздниках, мне в руки попалось настоящее сокровище – Эмили Гост «Этикет». Сначала я «глотала» главу за главой, а потом решила выписать для себя основные тезисы, потому как часто в работе мне задают вопросы, касающиеся хороших манер. И естественно далеко не на все у меня есть ответы.

Книга большая, ориентирована на американского читателя, поэтому в ней есть много национальных нюансов, не приживающихся в нашей стране. Я старалась выбирать только то, что будет смотреться адекватно в наших реалиях. Свой конспект и ремарки размещаю в блоге, надеюсь вам будет полезно и интересно.



Тема сегодняшнего поста – «Приветствие и Представление»

1) «Если вы случайно встретили на улице своего знакомого, вполне достаточно просто улыбнуться и кивнуть. В общественном месте в театре, ресторане, магазине можно остановиться и поговорить, конечно, при условии, что вы не будете мешать окружающим и не загородите им проход. Когда ваш знакомый находится довольно далеко от вас, не стоит кричать, приветствуя его, просто улыбнитесь и помашите ему рукой». Ну что, все вспомнили знакомых, за километр кричащих свое значительное приветствие?

2) Для тех, кто не любит приветственные поцелуи, а таких я думаю немало: «Если вы предпочитаете обойтись без приветственных поцелуев при встрече, протяните руку, распрямив ее в локте и не давая знакомому заключить вас в объятия, а другой рукой похлопайте его (или ее) по плечу, после чего как можно скорее сделайте шаг назад, увеличивая дистанцию между вами».

3) «Вне зависимости от того, сколь важный пост вы занимаете и насколько бываете загружены делами, не стоит игнорировать тех, кто повстречался вам в холле или на этаже. Доброжелательное «Привет!», произнесенное с улыбкой, приятно и охраннику, и вахтеру, и президенту компании, а вам создает репутацию человека душевного и внимательного. «Привет…» с добавлением имени звучит еще дружелюбней. При этом вовсе не обязательно останавливаться и заводить ни к чему не обязывающий разговор с каждым, кто встретится на пути. Доброжелательность и приветливость не помеха целеустремленности. Но помните, что люди очень ранимы и, не приняв в расчет то, что вы торопитесь или чем-то озабочены, воспримут ваше невнимание как преднамеренное и обидное. Пока вы ждете лифт, пока едете до нужного этажа, вполне можно обменяться двумя-тремя фразами с коллегой или с кем-то из служащих. Помните, что не следует заводить беседу с начальником или руководителем, если он собирался ограничиться лишь приветствием». Весьма значительная часть рабочего этикета. Меня часто удивляет нежелание коллег перемолвиться и парой слов, а ведь для сохранения приятной атмосферы в коллективе это очень важно.

4) «Вопрос «Как вы поживаете?» давно и слишком часто воспринимается не как вопрос, вызванный искренним интересом, а всего лишь как вежливая формула приветствия, поэтому наилучшим ответом будет: «Отлично, благодарю вас» или «Спасибо, хорошо». Вдаваться в подробности состояния своего здоровья необязательно вовсе.

5) «Когда вам необходимо рано уйти из гостей, следует найти хозяина и/или хозяйку дома и попрощаться с ними, стараясь, чтобы это было не очень заметно. В противном случае другие гости подумают, что им тоже пора уходить, и вечер будет испорчен». У нас в стране гости, конечно, ничего подобного не подумают, но бегающие и со всеми прощающиеся люди, как правило, выглядят странно, если это не вечеринка человек на шесть.

6) «Вы проявите непростительную неучтивость, если не познакомите с остальными своего приятеля, и он будет стоять в стороне, не имея возможности принять участие в общей беседе, как будто его вообще тут нет». Могу сказать, что очень неуютно чувствую себя, когда меня не представляют знакомым, и я вынуждена стоять, переминаясь с ноги на ногу.

7) Следует соблюдать четыре основных правила:

1. Мужчину всегда представляют женщине.
2. Того человека, который моложе, всегда представляют тому, кто старше.
3. Человека, занимающего в обществе менее видное положение, представляют человеку более известному и влиятельному.
4.Не повторяйте: «Вася, Петр. Петр, Вася». Достаточно назвать имена тех, кого вы знакомите, один раз.


8) Теперь это будет моим самым любимым фокусом. У меня отвратительная память на имена. «Когда вы разговариваете с человеком, имя которого не можете вспомнить, и в этот момент к вам подходит подруга и вопросительно смотрит на вас, ожидая, что вы представите ей своего знакомого, самое лучшее поступить наоборот и представить подошедшую подругу собеседнику, сказав ему: «Ты не знаком с Машей? Тогда познакомься».

9) «Знакомя с кем-то членов своей семьи, следует помнить, что по правилам хорошего тона представлять следует их, а не им».

В книге довольно подробно говорится про внутрисемейные правила приличия, как к кому обращаться, в какой последовательности знакомить родственников и прочее. На мой взгляд, это довольно интимная история, поэтому примеров здесь не привожу, но если кому нужно – имейте ввиду.

10) Этот щекотливый момент представления спутника, когда его статус пока не официален: «… в этих обстоятельствах лучше всего обойтись вообще без определений. Говорите просто: «Познакомьтесь это Миша» или: «Разрешите представить вам Диму». Так вполне можно сказать в тех случаях, когда вы оказались в гостях, где степень родства при представлении роли не играет. Если же вы попали в более узкий круг, где родственные взаимоотношения имеют большее значение, добавьте к этой фразе: «Мы живем вместе» и поставьте точку».

11) «В том случае, когда вы приводите с собой гостя, неизвестного остальным приглашенным на вечер, постарайтесь представить его как можно большему числу людей. Это вовсе не значит, что вы должны обойти всех без исключения, но, согласитесь, что было бы несправедливо взваливать это бремя на хозяйку, которая должна будет все время твердить про себя незнакомое имя, чтобы представить вашего гостя остальным собравшимся». И гостю и хозяйке будет комфортнее.

12) Если при рассадке за столом вы оказались рядом с незнакомым человеком, что очень характерно для свадеб и юбилеев: «Познакомились вы со своим соседом или нет, но, коль скоро вы оказались за столом рядом друг с другом, вам следует поддерживать беседу так принято. Сидеть бок о бок молча очень невежливо как по отношению к хозяйке праздника, так и по отношению к соседу. Столь же неучтиво вести беседу с соседом справа, полностью игнорируя того, кто оказался слева от вас».

13) «Если вы заметили в числе гостей интересного или приятного вам человека или если вы оказались рядом с человеком незнакомым, которого некому вам представить, не стоит сразу спрашивать его: «Вы кто?» Лучше представьтесь сами: «Привет, меня зовут Наталия».

14) «Только что прибывшего гостя не принято знакомить с тем, кто уже уходит. Если двое приглашенных заняты беседой, третьему не следует к ним подходить, чтобы процедура представления не прервала их разговор». Вот с прерыванием разговора, мне кажется, часто сложности возникают. Потому что редко когда можно встретить двух людей просто стоящих рядом и не общающихся, при этом разговор их может быть абсолютно бессодержательным.

15) Как вести себя, когда представляют вас: «Показывая своим поведением, что все ваше внимание целиком и полностью сосредоточено на человеке, которого с вами знакомят, смотрите ему или ей прямо в глаза и сердечно его или ее приветствуйте. Повторите произнесенное имя: «Здравствуйте, Галина, очень рада встрече с вами». Это поможет вам, во-первых, запомнить имя человека, с которым вас знакомят, а во-вторых, подчеркнет, что ваше знакомство не пустая формальность». Повторить имя очень ценно, часто мы его забываем, не успев услышать.

16) Когда полагается вставать, приветствуя гостей: «Хозяева встают навстречу каждому, кто входит в дом. Так же поступают все остальные члены семьи, дающей прием, включая детей, однако им не обязательно пожимать гостю руку. Исключение делается только в том случае, если юный член семьи занят беседой с кем-нибудь из взрослых тогда он может не вставать при появлении нового гостя. Разумеется, когда его или ее собираются представить приглашенному, мальчику или девочке следует немедленно подняться со стула».

17) И напоследок немного сугубо мужского этикета:

1. «Мужчина встает, когда женщина в первый, раз входит в комнату, и остается стоять, пока та не сядет или не отойдет в другую часть комнаты. Вскакивать каждый раз, когда хозяйка или гостья появляется в дверях, не следует. Хозяин поднимается, когда входит отсутствовавшая некоторое время хозяйка, и это не «протокольная» форма вежливости, а свидетельство того, что он рад ее видеть».

2. «Когда в служебный кабинет мужчины заходит посетительница или клиентка, он должен встать, выйти из-за стола, предложить ей стул и не садиться, пока не сядет она. Когда же женщина поднимается, чтобы попрощаться, мужчина тоже встает, провожает ее до дверей и открывает дверь перед ней. Тем не менее, когда входит секретарша или коллега мужчина может не вставать».

3. «В ресторане сидящий за столиком мужчина в ответ на приветствие проходящей мимо женщины чуть приподнимается со стула, улыбается или кивает в знак приветствия».

Кажется, книгу можно почитать онлайн. Я купила на bookmate. Если же у вас нет желания читать сразу все, я раз в неделю планирую выкладывать тематические посты с тезисами из нее. Честно говоря, сама не ожидала, что книга окажется настолько информативной, и поэтому хочется основные понятия сохранить в памяти.

Recent Posts from This Journal

  • КАК НЕ НАДО. ПАЛЬТО

    В эфире рубрика #КакНеНадо . Сегодня на повестке дня ПАЛЬТО. После поста про колготки на всякий случай напомню: в этом блоге я никому ничего не…

  • И СНОВА О КОЛГОТКАХ

    Столько, сколько меня спрашивают о колготках, не спрашивают мне кажется ни о чем другом. И ответ у меня всегда один и тот же - носите какие…

  • СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИКА

    Девочки, доброе утро! К последнему моему посту про офисные образы были пожелания показать что-то более классическое. Не все хотят в казаках…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
lena_frizz
Jan. 25th, 2016 09:08 am (UTC)
Спасибо! У меня вечная проблема - забываю, кому кого в какой очередности представлять. И хотя представляемые сами вряд ли в курсе, как правильно, все же хотелось бы не ошибаться))
natasha_lav
Jan. 26th, 2016 10:00 am (UTC)
Я тоже думаю, что в курсе единицы) Но для себя хотелось бы уверенности!)
natainmuay
Jan. 25th, 2016 09:22 am (UTC)
Благодарю за полезные знания)
Научиться этикету (или закрепить навыки) никогда не будут лишним)
natasha_lav
Jan. 26th, 2016 09:59 am (UTC)
Не за что!
Лишних знаний не бывает)
ms_sh
Jan. 25th, 2016 11:52 am (UTC)
меня маленькую этикету учила мама, а в школе у нас был предмет "этикет". жаль, что для большинства ваша статья может стать открытием)
natasha_lav
Jan. 26th, 2016 09:59 am (UTC)
Даже в школе был предмет? Это здорово конечно! У нас и намека не была. Думаю, что и для моих учителей некоторые пункты могли бы стать откровением. Но лучше поздно , чем никогда.
ms_sh
Jan. 26th, 2016 10:02 am (UTC)
да, я в гимназии училась :-)
это точно
zdraste_nafig
Jan. 25th, 2016 02:56 pm (UTC)
п. 8 - регулярно так делаю)
Как-то попала в совсем патовую ситуацию: мы с девушкой регулярно виделись в разных присутственных местах и здоровались к тому времени уже не меньше полугода. Мой сын спросил при очередной встрече, отчего она не заходит к нам в гости. Она тут же и зашла. Пару часов сидели болтали (у меня дома), имя я так и не спросила, все надеялась, само всплывет в разговоре. Не всплыло ((
natasha_lav
Jan. 26th, 2016 09:57 am (UTC)
Молодец)) Я про это только из книжки узнала. Раньше что-то невнятное лепетала и выкручивалась)
А разговаривать и имя забыть - святое дело!
olenka_kurakova
Jan. 25th, 2016 08:10 pm (UTC)
спасибо)
читала с удовольствием)
natasha_lav
Jan. 26th, 2016 09:53 am (UTC)
Я очень рада!:)
olika_sova
Jan. 25th, 2016 08:14 pm (UTC)
7,8 и 9 очень для меня информативно, я в этом всегда плаваю.
Оказывается, у меня идеально воспитанный муж! Он все делает ровно как в этой книжке написано (ну разве что не встает при женщинах)
А вот мне сердечности и вежливости не хватает.
Спасибо за пост! Я поддерживаю продолжение! =)
natasha_lav
Jan. 26th, 2016 09:52 am (UTC)
Муж большой молодец! Побольше бы воспитанных мужчин:)
Мне тоже сердечности не хватает. Да и что душой кривить, года я не в духе, едва ли буду вежливо щебетать о пустяках)))
Рада, что пост оказался полезным) продолжим разговор)
Olga Heller
Jan. 26th, 2016 03:35 am (UTC)
меня поначалу жутко удивляло в местных офисах пара вещей - не принято здороваться, при знакомстве никто не пожимает руки.
natasha_lav
Jan. 26th, 2016 09:50 am (UTC)
так странно.. Вроде американка книгу писала, а поди ж ты..В одном из штатов такое безобразие!)))
Оля, я все забываю написать!! Деньги дошли, все получила, спасибо!))
olgafrance
Jan. 29th, 2016 05:03 pm (UTC)
очень полезная информация) буду рада продолжению)
natasha_lav
Feb. 2nd, 2016 03:38 pm (UTC)
Продолжение обязательно будет)
( 17 comments — Leave a comment )