?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

tepdkdМеня бесконечно поражает наше стремление к халяве: сделать на копейку, а получить на миллион. Не знаю, как с этим дела обстоят на западе, но подозреваю, что иначе. Я сейчас не про русский менталитет в целом, а про специфику работы творческих людей в частности.
Есть такой термин TFP (время за отпечатки), используемый во многих фотографических сообществах с описанием соглашения между моделью и фотографом. Вместо того, чтобы платить друг другу за услуги, фотограф согласен предоставить модели определенное количество фотографий и ограниченную лицензию на использование этих снимков, в обмен на подписание релиза модели. И ладно бы этот формат отношений распространялся только на моделей и фотографов. Он широко шагает по всей отрасли и доходит до абсурда.



Я понимаю и принимаю ситуации, когда начинающие визажисты, парикмахеры, стилисты и прочие представители красоты, начиная свой карьерный путь, ищут варианты бесплатного сотрудничества для портфолио. На первых этапах действительно сложно, и нужно «набить руку», поэтому бесплатная работа вполне естественна. И таким образом по взаимовыгодному обмену могут сотрудничать практически все новички. Бывают варианты везения, когда в друзьях есть отличный состоявшийся фотограф, и он не против помочь на страте, но это редкость. Дружба дружбой, а служба службой. И это правильно!

Что происходит в реальности: чехарда. Все друг с другом пытаются взаимодействовать за счет дружеского партнерства.

Действующие лица: дизайнер одежды, парикмахер, визажист, фотограф.

Цель: реклама одежды.

Пути взаимодействия: дизайнер шьет визажисту платье, и тот бесплатно красит моделей на съемке. Парикмахер, друг визажиста, бесплатно подстрижет фотографа, и он за это снимет платья дизайнера. Так легко и непринужденно мы получим кампейн с указанием имен всех участников.

И нашим, и вашим, скажете вы? Да как бы не так. Эта схема худо-бедно прокатывает, когда все новички и стараются. Ключевое слово стараются. Если же в этом наборе есть «бывалые» персонажи, то за бесплатно получишь халтуру. Ждать от подобного сотрудничества качества – верх наивности.

В предложенной мной схеме возможно следующее развитие событий: дизайнер отдаст визажисту на откуп старое платье, тот расстроится и сделает кривой мэйк. Парикмахер неудачно подстрижет фотографа, тот задумается «а зачем напрягаться, Маша-то не напряглась?» и будет лениво снимать. Потом скинет заказчику исходники, выдавая их за ретушь. Или вот еще: все стараются, но ради экономии, нанимают фотографа, который привык снимать свадьбы, а тут ему надо выдать рекламу. Он, из-за нехватки опыта, сделал глянцево-свадебный постановочный трэш, который применить никуда нельзя. И претензии ему предъявить тоже нельзя, потому что он за это ничего не получил. Какой с него спрос? В итоге все придется переделывать.

Впрочем, это касается всех участников. Когда бесплатно – никто и никому ничего не должен. Все основывается на доброй воле и чистом сердце. Это не работа, а балаган. И для меня по-прежнему удивительно, почему специалисты на это соглашаются? Зачем добровольно рисковать своим именем, временем, материалами, усилиями? Но это сплошь и рядом, причем не только на уровне, например, хэндмэйда. Уже сделавшие себе имя дизайнеры не брезгуют такого плана съемками лукбуков. Призвать близких знакомых и далеких, и постараться отжать из них по полной, выезжая на своем имени, считается чуть ли не делом чести. Все же мечтают прикоснуться к "великому". В идеале еще и сами готовы за это заплатить. То же в работе с актерами и медийными людьми: платить визажисту и стилисту? С чего вдруг! Пусть еще спасибо скажут, что допущены до тела. Мрак.

Резонный вопрос: а кто, собственно, определяет правила игры? Заказчик. Он же и формирует бюджет. Я в этом деле давно, всякого повидала, бывают скромные суммы, бывают щедрые. Тут уж кто как себя оценивает. Но работа делается только когда они есть! На стилистическом аспекте я остановлюсь подробно в рамках рубрики #станьстилистом, но одно могу сказать: партнеры должны зарабатывать. И если в съемке заинтересована лично я, то и платить за нее мне. Зато потом не бывает мучительно стыдно.

Recent Posts from This Journal

  • НА ЧТО СПОСОБНЫ КАРМАНЫ?

    Давно не было рубрики #КакНеНадо_Prostyle Сегодня в мой объектив попали карманы. С ними была смешная история: недавно в Инстаграме я рассказывала…

  • ИСКУССТВЕННАЯ ШУБА!

    Cегодня посмотрим образы с одним из самых спорных модных решений - искусственных шубах. Смотрите картинки под катом! Не смотря на их очевидную…

  • ДЛИНА ЮБОК И ПАЛЬТО

    Ещё одна «больная» тема! Сколько сантиметров можно чтобы торчало? Пять? Десять? Ни сколько? Отвечаю:

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
baileys_strip
Aug. 24th, 2016 04:16 am (UTC)

TFP прокатывает только там, где все участники морально готовы на "не шмогла", одна карточка на выходе тоже результат) делать так рабочий проект или снимать свадьбу- верх безумия

str33t_cat
Aug. 24th, 2016 06:01 am (UTC)
Очень полезная статья, спасибо :)
natasha_lav
Aug. 24th, 2016 06:28 am (UTC)
Да если бы! Все, как зайчики, ждут суперкартинок!
Свадьбу из моих никто так не ляпал, во всяком случае пока, а вот в рекламе подобный "пир духа" сплошь и рядом.
ya_ncha
Aug. 24th, 2016 06:18 am (UTC)
У меня два раза по пять копеек :)
-не понимаю,как бывалые уходят в халтуру . Творцу и профессионалу физически трудно сделать абы как.Во первых опыт,во вторых - ну не получается :) Хотя тут вы правы- оно должно норм оплачиваться.И творцу проще отказаться,чем клепать дешевку.
По себе знаю,не причисляя себя к творцам:там где могу сделать хорошо - буду делать хорошо,портить-рука не поднимется. Просто творцов и профи все таки очень мало на самом деле.
-И потребитель-заказчик должен ценить себя и знать,что он достоин большего,лучшего,и не дешевого :)
Это в идеале.Я когда вижу рекламу под лозунгом:дешевле только даром,меня воротит от рекламируемого,бо там почти всегда бросовое г...Хорошее должно стоить дорого.Тогда оно штучное,ценится,носится,хранится годами,становится раритетом и антиквариатом. А вот то что дешевле только даром- продукт одного дня.

В общем,если творец и заказчик будут себя ценить на уровне своих личностей а не дешевых понтов - то бартер и натур обмен все таки не вариант.Так,редкое эксклюзивное исключение.
ЗЫ: а халява развращает.Вот как с этого спрыгнуть в наших уже сложившихся реалах - не знаю .Ходить гордым ,убогим и голодным творцом-тоже не вариант..
natasha_lav
Aug. 24th, 2016 06:32 am (UTC)
Бывалых просят по дружбе, и если работы нет, то чего отказываться. Тем более тебе ж подарят/накрасят/подстригут - все польза. Вот и получается, то что получается.
Заказчик так и вовсе себе цены сложить не может, все вокруг бесплатно должны расстараться ради него великого.
Это не все такие, ни в коем случае, на как-то сгустились тучи в кризисное время.
selingary
Aug. 24th, 2016 06:40 am (UTC)
< Тем более тебе ж подарят/накрасят/подстригут - все польза>
Вообще очень настороженно отношусь к такому. Как правило, с качеством исполнения там совсем беда. Уж проще самой. Хоть понятно, где руки прямые, где кривые )))).
selingary
Aug. 24th, 2016 06:37 am (UTC)
<Когда бесплатно – никто и никому ничего не должен. Все основывается на доброй воле и чистом сердце. Это не работа, а балаган.>
Плюсую. Даже интересный проект, который в принципе прибыли не принесет... сначала все такие супер-энтузиасты, а потом все скатывается в унылое говно, ибо даже для себя-любимых люди работать не умеют и не хотят.
alisa2014
Aug. 24th, 2016 06:57 am (UTC)
От людей все зависит. Есть и успешные примеры маркетинга отношений. Баг описанной Вами неудачной схемы взаимоотношений в том, что участники не воспринимают отношения друг с другом, как ресурс, и не понимают их адекватной стоимости, не оценивают прибылей от этого сотрудничества в будущем.
natasha_lav
Aug. 24th, 2016 12:57 pm (UTC)
Баг, описанный мной, во многом заключается в лени, присущей творческим людям. И это я ещё не рассказала про опоздания, переносы и вообще отмену бесплатных съёмок.
Примеры успешного маркетинга есть. Весь Инстаграм в примерах (ты мне пришлёшь тортик, а я его опубликую в своём раскрученном профиле). Вполне удачная схема, но не совсем бесплатная, один человек как минимум потратился на продукты.
А про ресурс отлично понимают новички. Но и этот недостаток со временем проходит;))
i_n_f_i_n_i_t_e
Aug. 24th, 2016 08:26 am (UTC)
нет, я вижу это так: все хотят сделать халявное портфолио для саморекламы, а значит все стараются, ведь за деньги портфолио может стоит дорого, просто это пощелкать даже. Так что все стараются.
natasha_lav
Aug. 24th, 2016 12:52 pm (UTC)
Во-первых, не все. Потому что портфолио - визитная карточка и с чего вдруг она должна быть дешёвой? Но это каждый сам для себя решает.
Во-вторых, про барьерное сотрудничество новичков я указала отдельно. И старания их озвучила.
i_n_f_i_n_i_t_e
Aug. 24th, 2016 12:58 pm (UTC)
Про дороговизну -это обычно модельные агентства втирают начинающим моделям, с целью развести на дорогое портфолио. Фотографии конечно стоят каких-то денег, но не таких)
natasha_lav
Aug. 24th, 2016 01:25 pm (UTC)
Что втирают агентства моделям я не знаю, но портфолио есть не только у них. У визажистов, парикмахеров, стилистов и фотографов оно тоже имеется. И чем оно качественнее, тем лучше.
Понятие дорого/дёшево у всех своё. И "стоят каких -то денег, но не таких" (с), но ведь все-таки стоят.
olika_sova
Aug. 24th, 2016 07:35 pm (UTC)
Ох, это такая больная тема. Муж когда купил топовый фотоаппарат, пока привыкал к нему и хотел получить опыт фотосъемки, приглашал моделей TFP. Предполагалось, что раз с его стороны будет потрясающее качество снимков (а оно правда на порядки выше, чем обычные фотографии средних зеркалок), то и модели подберут одежду и создадут какой-то образ. Такие девушки тоже были, но обычно из среди опытных моделей, у кого есть желание получить новые снимки бесплатно (они и с прической и макияжем вопрос решают, и даже готовы студию искать и снимать или же предлагать варианты мест для пленэра, с ними и правда работа в удовольствие). Но таких - 10%. Остальные 90% - - я делать ничего не хочу, ничего не знаю и не хочу узнавать, думать не буду, просто приду и фотографируйте меня такую как есть :)))) Пришлось жестко общаться с желающими (я эту почетную обязанность выполняла) и просить фотографии платьев и обуви хотя бы. Безумно было жаль тратить время на девушек, которые даже (простите) голову не могут помыть перед фотосессией, пару раз даже было отказывались с ними работать уже на встрече, из принципа (вежливо, но твердо). Потому что муж у меня ничего не умеет делать спустя рукава, он истинный махровый перфекционист, поэтому обмен явно не равный.

Мне часто звонят предложить бартер. Я закупаю цветы на свои деньги и делаю 10 букетов на вручение кому-то там (или что-то оформляю цветами), а меня "пиарят в популярной группе и объявляют в спонсорах мероприятия". Звучит красиво, на деле в группе 500 человек, ну и все в таком духе из серии "ожидание-реальность"... А цветы-то на базе мне не дадут за бесплатно, только за денежки. :))) Я обычного говорю, что готова, если оплатят материалы и 10% сверху минимум за работу. Всегда отказываются и находят новичков, которые рассчитывают на пиар и готовы вложить деньги в воздух. Пока будут такие новички будет процветать халява. :( И для профессии это очень плохо, потому что вера в бесплатных флористов "для портфолио" - неистребима.

И невесты - это сказка. Если тебе написала девушка с просьбой сделать букет, который стоит 8 000 рублей за 1 500 рублей, нужно отказывать, потому что это очень-очень трудный клиент. :))) Я не против бюджетных букетов, ну нужно ведь понимать, что букет за 8000 не зря стоит так дорого, и если все роскошные цветы заменить в нем на обычные, а объем работ сократить по-минимуму, то и букет получится другой... и выглядеть будем мило, со вкусом и на 1500 рублей... Откуда эта вера в чудо за 3 копейки...

А мое любимое, уже просто из продаж. Заказать букет по факту доставки, дождаться доставки и потом (учитывая, что тебе прислали фотографию собранного букета заранее) дооооолго давить на жалость и задумчиво качая головой говорить, что "не так его себе представляла" и "какой-то он по ощущению другой" или "что-то розочки в реальности выглядят меньше, вы их наверное как-то неправильно фотографировали".... :))))) При этом на предложение разойтись без сделки удерживать тебя и намекать, что если цена будет снижена хотя бы на треть, букет сразу станет красивым и "как надо". :))))) Это болезнь женщин с определенным складом характера. Они дотошные и говорят о себе "я своего не упущу и не готова переплачивать", на деле просто любительницы выторговать себе скидку 50% любыми путями и по любому поводу. Тоже вычисляю их по манере общения и всегда отказываюсь.

В общем, мой опыт говорит о том, что бесплатно работать очень и очень трудно, с каждый годом мне все больше лень и я все с большим скепсисом отношусь к идее "халявы" и экономии... Вообще со временем уходит вот это "я за любой кипишь кроме голодовки" и как-то уже более четко оцениваешь предложение, чтобы потом не страдать мучительно от бездарно потраченного времени и сил.
olika_sova
Aug. 24th, 2016 07:36 pm (UTC)
Наташа, прости меня! У меня комментарий получился едва ли сильно короче, чем сам твой пост! :)))
natasha_lav
Aug. 25th, 2016 06:23 pm (UTC)
Оля, я обожаю твои комментарии!)) Правда-правда! Они бывают содержательнее поста)
Меня всегда интересовало, как во флористике может выгодно работать бартерная система. Был же натуральный бум на цветы в бумажных коробках, с которыми мелькала каждая знаменитость по три раза за неделю. Ясно, что ей преподносили их абсолютно бесплатно, но ведь они сами по себе стоят уверенных денег (шутка ли - 15 роз). А выхлоп с этого какой? Неужели кто-то увидев актрису с этими букетами побежит покупать аналогичные в магазин? Это реально работает?

А про моделей - это та еще братия. Вот уж где профессионалок мало, а "я вся такая прекрасная в любом виде" хоть отбавляй. И конечно у фотографов должно дыхание перехватывать от такой "красоты")
olika_sova
Aug. 29th, 2016 11:09 am (UTC)
Я возможно и правда что-то упускаю, не особенно, скажем так, стараясь в направлении имиджевой рекламы. Но по мне это больше для тех предпринимателей, кому просто нравится тусоваться, общаться и делать что-то вместе с кем-то. Потому что эффекта это дает конкретно коммерческого почти ноль, но зато дает ощущение движухи и того, что ты активно работаешь над продвижением торговой марки в массы. :))) По мне это тоже результат, ведь все зависит от цели! Но я такая, очень практичная деловая женщина (думаю, я могу себя называть деловой женщиной). Обычно я говорю себе фразу мужа (из анекдота) "Тебе шашечки или ехать?". Имея в виду, мне просто деятельность чтобы не скучать или результат? Обычно я всегда выбираю результат, поэтому тяжела по подъем.

В этих шляпных коробках сама коробка стоит как цветы внутри. :)
natasha_lav
Aug. 30th, 2016 07:43 pm (UTC)
Ничего себе коробка) Я думала, она как раз стоит сущую ерунду))
Вот мне и интересно, это просто движуха, или в результате народ реально реагирует на рекламу у известных людей и бежит заказывать цветы?
Я тут думала над продвижением в соцсетях своих услуг посредством какого-нибудь розыгрыша. Но начитавшись отзывов пришла к выводу, что вот это уж точно суета из серии "денег ноль, зато весь день занят"(с):)) Теперь интересно, какой из способов рекламы наиболее эффективный. Чтобы ехать, а не шашечки))
olika_sova
Sep. 8th, 2016 02:54 pm (UTC)
Я делала розыгрыши в группе. Ну. :)))) Зато повеселилась, народа нагнала, но финансово это ни к чему не привело. Правда, изначально их делая, я была готова к такому результату, а разыгрывала то, что было не жалко в плане денег. Думаю, затея окупилась, дополнительные заказы были, опыт хороший получила, но больше я это использовать не буду.
Для меня контекстная реклама и продвижение замечательны, я в них верю и они меня не разочаровывают. Минус в том, что они требуют огромной проработки бизнеса и постоянного бега вверх по эскалатору (догоняя все современные технологии и изменения).
Очень хотелось бы инстаграм двигать, но это тоже труд, и труд другого свойства, я пока не решилась этим всерьез заниматься. Со стороны кажется, что это работает.
У моей доставки цветов еще есть важная "поправка на ветер" - человек всегда заказывает букет не себе. Это на самом деле рациональная покупка, и это создает определенные трудности. Например, кризисные явления на доставке цветов отражаются сильнее, чем на каком-нибудь маникюре. На маникюр деньги будешь выделять до последнего, а вот букет подруге на день рождения в другой город уже можно и не заказать. :)
natasha_lav
Sep. 8th, 2016 06:04 pm (UTC)
Вот я как раз про "народ нагнала". Получается, что приходит большое количество любителей халявы, а реальных клиентов с них раз-два... Сначала набегает толпа, а по окончанию конкурса разбегается. У меня правда сфера совсем другая, все-таки услуги разыгрываются немного по-другому.
А про инстаграм ты права. У вас настолько визуальный бизнес, что рекламироваться через инсту эффективно. Во всяком случае я про разные букеты узнаю именно оттуда, причем сама подписываюсь на аккаунты, когда вижу красоту. Но его развитие это такое энергозатратное дело. Я раньше думала, что все просто, выкладывай фотки да и ладно...ан нет. Целое дело)
annap67
Aug. 25th, 2016 05:16 am (UTC)
Такое в любой профессии есть. Ну, или почти в любой. Как любители халявы, так и те, кто нарабатывает себе имя и опыт.
Моя знакомая наняла тренера для индивидуальных занятий со своим сыном-школьником. А тренеру лет 20-22. Занятия бесплатные, но время в бассейне оплачивают, естественно, родители ученика. Все довольны.
И в то же время наверняка каждый из нас знает массу примеров, когда, например, собирается компания и в ней оказывается врач. Обязательно кто-нибудь задаст вопрос типа: А вот у меня что-то колет в боку. Доктор, что это и чем вылечить?
natasha_lav
Aug. 25th, 2016 06:24 pm (UTC)
Да, конечно, халявщиков везде хватает. Я просто о наболевшем.
у нас это приобретает какие-то уже критические масштабы:(
olenka_kurakova
Aug. 25th, 2016 06:13 pm (UTC)
да, сейчас сплошь и рядом все хотят халявы
а выходит хорошо очень редко
cheschirskaya
Sep. 1st, 2016 09:47 pm (UTC)
а меня поражает тенденция людей, занимающихся массовым производством одежды искать людей, которые поработают на них бесплатно.
как то пару лет назад снимала каталожку одну, я была единственным человеком, которому оплатили работу. четыре девушки потратили четыре часа, два визажиста потратили по два часа, парикмахеры, тоже сколько то потратили. по факту никто из них не получил ни одного фото, которое можно было бы положить в портфолио, потому что снимали мы по брифу и ни одного крупного плана не предусматривалось вообще, а девушкам фотографии не отдали "чтобы они их в сеть не выложили".
но правда надо ли говорить что девушки были настолько эконом вариант, что мы не успели отснять все что нужно, просто потому что девы не умели быстро переодеваться и быстро позировать.
неоднократно вижу объявления отснять лукбук, каталожку - где фотограф должен быть tfp, модели tfp, визажисты и хайрмастера - тоже tfp.
реально меня бомбит от таких объявлений.
но под этими обьявлениями я вижу "+1" от девушек, которым нужны фоточГи, от визажистов...
им нормально.
а потом смотришь в сети очередной рашн фэшн треш и ужасаешься.
грустно все это.

natasha_lav
Sep. 2nd, 2016 12:12 pm (UTC)
Да не говори! При личной встрече как следует посплетничаем на эту тему)) У меня прям накипело!
cheschirskaya
Sep. 18th, 2016 09:40 pm (UTC)
дадада) пошли пить кофе)
( 26 comments — Leave a comment )