
Если после первых двух постов рубрики #cтаньстилистом вы не охладели к этой затее, тогда будем разбираться с направлениями. Начнем с шопперов.
Пару лет назад работу шопперов отдельно не воспринимали. Мы шли комплектом, персональный стилист должен был быть «и чтец, и жнец». Сейчас с нас по-прежнему ответственности за шопинг не снимают, но могу точно сказать, что профессиональные шопперы более квалифицированы в этом деле. Для них шопинг-сопровождение – постоянная деятельность, а у нас сопутствующая. Соответственно и опыт гораздо больший. Что характерно, люди стали заказывать отдельно именно это услугу, особенно если речь идет о зарубежных поездках. Меня регулярно просят порекомендовать кого-нибудь в Париже или в Милане в сезон распродаж. Люди знающие, где и что можно выгодно купить – на «вес золота».

Стоит выбрать направление #шоппер, если вы:
1) Отлично знаете и регулярно отслеживаете ассортимент магазинов, как массмаркет, так и люкс. Держите руку на пульсе, что, когда и куда привезут в ближайшие месяцы. Для этого у вас есть приятели продавцы, менеджеры или байеры;
2) Владеете в совершенстве размерной линейкой всех стран производителей (от Бангладеш до Румынии, если таковые представлены в магазинах). Желательно помнить кто из брендов «маломерит», а кто наоборот, и у кого на какие фигуры лекала. Конечно, все знать не возможно, но это в первую очередь облегчает работу вам, и во вторую примерки клиентам;
3) В курсе модных тенденции, имеете чувство стиля и знаете не только где купить вещь, но и можете составить с ней разные комплекты;
4) Быстро ориентируетесь и подбираете альтернативу вещи, которой нет в наличии, а она срочно нужна;
5) Умеете выторговывать скидки. Это целый талант, но если он у вас есть, то вам как шопперу нет цены. Нет ничего приятнее для клиента, чем купить дорогую вещь недорого.
Что отличает от персонального стилиста: шоппер не должен вникать в психологические моменты и нюансы характера. Уметь подобрать одежду «по случаю» и согласно дресскоду – разумеется. А переубеждать и настаивать на покупке вещей – нет. Перед ним ставят конкретную задачу, он ее выполняет.

Следующее направление имидж-консультант. Или стилист-имиджмейкер. Человек, создающий образ. Я объединяю в это направление стилистов, работающих как в рекламных проектах, так и индивидуально. Задача состоит в том, чтобы в работе с клиентом правильно соединить внешнее и внутреннее содержание. При наличии исходных данных, подобрать стилистику, удовлетворяющую требованиям клиента, максимально подчеркнув его сильные стороны. Цели бывают разные: от клиентских лукбуков с разбором гардероба, до фотосессий на память всей семье. В рекламе происходит то же самое, но «музыку заказывает» рекламодатель.
Эта работа вам подходит если:
1) У вас есть вкус. Вам про это не раз говорили. И вы можете достойно спроецировать его на других людей;
2) Вы имеете соответствующее образование и успешно применяете навыки на практике;
3) Умеете оценить ситуацию совокупно: не топорно использовать цветотипирование, а видеть концепцию в целом;
4) У вас есть команда профессионалов: парикмахер, визажист, косметолог, фотограф, портная и т.д. Если клиент жаждет встречи с парфюмером – он должен ее получить;
5) У вас есть организаторские способности: вы можете правильно скоординировать общую работу ребят из п.4;
6) Вы любите долгоиграющие истории. Иногда от первой консультации до итогового результата может пройти год, а то и больше;
7) Следите за модой на уровне BoF, а не #япрочиталажурналвог;
8) Ориентируетесь в магазинах, хорошо знаете ассортимент и регулярно отслеживаете коллекции;
9) Умеете абстрагироваться от своего «чувства прекрасного» в сторону этого чувства у клиента. Иначе говоря, что для вас дико модно, для него дико уродливо. Вы это понимаете, принимаете и уважаете;
10) Вы обладаете качествами, перечисленными тут

И, наконец, байер. Именно от этого человека зависит, что мы с вами купим, и купим ли, в магазине.
Байер отбирает и закупает вещи из коллекций для продажи. При этом, совершенно необязательно быть стилистом, шоппером или, упаси Бог, имиджмейкером. Самое главное – иметь внутренне чутье и опыт. Работа моей мечты. Была. Я, к сожалению, этим самым чутьем не обладаю. Опытным путем проверено, и результат был для меня не радостный. Это совершенно необъяснимое качество, определяющее выбор вещей, сродни интуиции и четкого понимания целевой аудитории. Личные вкусовые предпочтения должны уступить место рентабельности магазина, потому как именно от того, что и в каком размере привезет байер, зависит количество вещей, оставшихся на sale. Как мы понимаем – чем меньше, тем лучше. Опыт очень важен, без него невозможно понять, сколько блузок привезти в 48 размере, а сколько в 42. Но площадки для его (опыта) приобретения никто предоставлять не хочет. Оно и понятно. Если магазины небольшие, то часто владельцы выступают в роли байеров и отбирают коллекции самостоятельно (особенно это касается шоурумов). В больших сетевых работает команда профессионалов, плотно сотрудничающих с маркетологами. В России эта работа чаще всего достается по знакомству. Место хлебное, интересное, желающих много, но кумовство частенько побеждает. Потому и процветающих мультибрендовых бутиков остается все меньше.
Качества, необходимые успешному байеру:
1) Знание модных тенденций;
2) Умение адаптировать их для целевой аудитории;
3) Знание предпочтений целевой аудитории;
4) Связи (= трудоустройство)
Как мы видим, список небольшой, но ни одно слагаемое убрать нельзя - работы не получите.
Дело за малым: выбрать направление и вперед, покорять стилистические вершины!
Присоединяйтесь к моему инстаграму @pro.style. Рубрика #станьстилистом выходит регулярно и там посты публикуются раньше ЖЖ.